Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл. Выкл.

Проблемы до внедрения подушевого нормативного финансирования:

  • Система оплаты труда работников школ;
  • Отсутствие возможности укрепления и развития МТБ школы;
  • Отсутствие возможности накопления средств;
  • Отсутствие конкуренции между школами;
  • Не развита сеть частных школ.
Основания для внедрения подушевого нормативного финансирования:   
1) Выступление Главы государства перед студентами Назарбаев Университета (5 сентября 2012г.):
«Нам необходимо обеспечить поэтапный переход среднего образования на подушевое финансирование. В случае перехода ученика в другую школу, деньги последуют за ним. Таким образом, мы повысим конкуренцию среди школ. Поручаю Правительству приступить к внедрению подушевого финансирования на пилотных школах».
2) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы:
«Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании».
3) В послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»
Главой государства озвучено, что «…будет внедрено подушевое финансирование в городских школах».

Эффектами от внедрения подушевого нормативного финансирования будут:
  • Равенство и справедливость финансирования;
  • Выравнивание расходов на 1-го ученика независимо от того, в какой школе и в какой местности ребенок получает образование;
  • Конкурентоспособность школ;
  • Мотивация педагогического коллектива за результат.

Совершенствование подушевого нормативного финансирования: 
При подушевом нормативном финансировании меняется сам подход к проблеме. На передний план «выходят» ученики и их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами организации образования, повышается эффективность организации образовательного процесса, и все это ведет к возникновению «здоровой» конкуренции между образовательными учреждениями за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.
Первоначально были нормированы расходы на образовательный процесс, которые включали:
  • расходы на оплату труда работников педагогического и управленческого персонала;
  • взносы работодателя;
  • расходы на выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников в размере одного должностного оклада;
  • учебные расходы (дополнительные учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия);
  • стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом.   
На сегодняшний день подушевой норматив усовершенствован, в частности:
  • для развития инклюзивного образования определен отдельный размер подушевого норматива для детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных классах;
  • в целях обеспечения социальных гарантий государства работникам, проживающим в зонах экологического бедствия и радиационного риска, нормированы расходы на соответствующие доплаты;
  • для повышения качества образования через стимулирование педагогического потенциала в формулу дополнительно введен стимулирующий компонент;
  • для более эффективного и рационального использования государственных средств в формулу введен корректирующий (понижающий) коэффициент для переполненных школ со значительным фактическим контингентом;
  • для повышения качества образования путем укрепления и развития материально-учебной базы школ в формуле дополнительно нормированы расходы капитального характера;
  • учитывая, что размещение государственного образовательного заказа в частных школах закреплено законодательно, внесены изменения и дополнения в действующую Методику подушевого нормативного финансирования:
    •  определен размер подушевого норматива для действующих и новых частных школ;
    • определения размера норматива для детей с особыми образовательными потребностями для развития инклюзивного образования.
    В рамках Закона Республики Казахстан от 4 июля 2018 года № 171-VІ Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» внесены изменения, позволяющие произвести преобразование школ из формы «государственное учреждение» (далее – ГУ) в форму «государственное предприятие на праве хозяйственного ведения» (далее – ГП на ПХВ).
    Преобразование будет осуществлено поэтапно, т.е. предполагается пилотирование на базе школ города Астаны. При успешности данная практика будет распространена по всей республике.
    В настоящее время в реализацию вышеуказанной нормы приняты подзаконные акты, в частности, по вопросам, регулирующим условия перехода школ в ГП на ПХВ и замещения руководителей государственного предприятия.
    Данная модель регулируется Правилами и Методикой подушевого финансирования (приказы Министра образования и науки РК от 21 сентября 2018 года № 477, 478) и оценена центральными государственными органами, неправительственными организациями НПП Атамекен как более эффективная и справедливая.
                
    Схема финансирования пилотных школ с подушевым нормативным
    финансированием:   
    Подушевое нормативное  финансирование в пилотных школах реализуется за счет средств местного бюджета, с выделением дополнительных средств, в виде целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на доведение фактических объемов финансирования до нормативного объема.
    Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
    Финансирование расходов, не учтенных в подушевом нормативе, осуществляется вне норматива за счет средств соответствующих местных бюджетов также в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан (т.е. финансируются по действующей схеме).