Новости

19

сен

19.09.2018

УТВЕРЖДЕН ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ОБЕ...

17

сен

17.09.2018

График введения мест в общежитиях ...

06

сен

06.09.2018

Почти 150 журналистов прошли обучение по "Болашаку&quo...

29

авг

29.08.2018

Опубликуй лучший материал о Государственной образовательной...

Масштабы просвещенья и «цифры» вдохновляющий ресурс


Итоги отчетного периода и задачи на текущий 2018 год в свете Послания Главы государства «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» были озвучены в Астане на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК (МОН) под председательством министра Ерлана Сагадиева.

Повысить престиж педагогического труда

Мощным импульсом к преобразованиям в сфере просвещения стало Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». В нем Президент назвал человеческий капитал основой модернизации.

   В работе коллегии приняли участие депутаты Парламента, представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, заместители акимов регионов, члены Общественного совета МОН, председатели национальных научных советов, руководители научных организаций, ректоры вузов, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», представители НПО, СМИ, руководители областных и городских управлений образования.

Динамику образовательных процессов на заседании коллегии заместитель Премьер-Министра Ерболат Досаев отразил в цифрах и направлениях, по которым идет развитие отрасли. В республике построено 124 школы, с учетом стандартов ОЭСР обновляется содержание среднего образования, внедряется подушевое финансирование, желающим предоставляется бесплатное техническое и профессиональное образование (ТиПО). По поручению Главы государства количество грантов, выделенных в прошлом году, увеличено до 100 тысяч. В колледжах внедряется дуальное образование. Вузы начали работать с учетом опыта Назарбаев Университета, получая академическую и финансовую самостоятельность. Совместно с ведущими зарубежными университетами реализуется 270 двудипломных программ, при этом 8 вузов вошли в рейтинг лучших вузов мира.

В системе науки выросло количество публикаций ученых Казахстана в зарубежных изданиях. Реализуется 12 крупных проектов международного уровня в области биотехнологий, ядерных реакторов, экологии, медицины и др. Вклад частного бизнеса в науку вырос в пять раз и составил более 2 млрд тенге.

Вместе с тем к системе образования всегда предъявлялись высокие требования, и оно всегда было в зоне пристального внимания. Иногда некоторые новации становятся объектом критики. Поэтому Е.Досаев призвал при обсуждении насущных вопросов проявлять самокритичность.

Иногда забота о детях и учителе уходит на второй план, уступая место бюрократическим, финансово-хозяйственным и инфраструктурным вопросам. А ведь именно их интересам, подчеркнул он, должна быть подчинена вся система образования. Необходимо задуматься о том, какие навыки получат дети в школе, колледже, вузе? Что надо дать им, чтобы они были духовно развитыми и успешными, могли найти свое призвание и работу? Ответив на эти вопросы, заметил Ерболат Досаев, мы должны выстраивать систему образования и учебные программы с ориентиром на запросы конечных потребителей – работодателей. Он сообщил, что МОН дано поручение об актуализации соответствующих программ, и эту работу необходимо ускорить, как и внести законодательные изменения для достижения высокого статуса и престижности педагогического труда. Вице-премьер напомнил о поручении Главы государства повысить заработную плату учителям, начиная уже с 2018 года, поэтому необходимо принять незамедлительные меры по его исполнению в полном объеме.

Ерболат Досаев указал на недостаточную связь образовательных учреждений с конечными потребителями услуг, на необходимость анализа и учета мнений педагогической общественности и экспертов в работе, создания эффективных инструментов обратной связи, онлайн, цифровых технологий и порталов.

Чтобы не было нареканий от общественности и парламентариев, выдал свой рецепт Е.Досаев, необходимо вести своевременную и качественную разъяснительную работу. Тогда не придется делать работу над ошибками. Заместитель премьера напомнил также о том, что не за горами сдача ЕНТ, которое всегда вызывает много вопросов как у родителей, так и у школьников. Поэтому он предложил наладить связь со всеми заинтересованными сторонами и решать проблемы на более ранней стадии.

Он также указал на несовершенство менеджмента и недостаточность компетенции руководителей организаций образования и науки, что требует новой системы подготовки педагогических кадров. Необходимо обеспечить обратную связь, наладить управление изменениями в системе инновационной деятельности, в срочном порядке наверстывать пробелы в цифровизации системы образования. Сделано немало, но этого недостаточно, подчеркнул он. Именно система образования должна стать пионером в деле цифровизации. На всех уровнях образования, начиная от школ до вузов, требуется автоматизация учебных процессов и интеграция образовательных баз данных. Это позволит сократить отчеты, проверки, намного упростит работу педагогам. Необходимо наладить подготовку  IT-специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Он привел случаи, когда есть передовая техника, но на ней мало кто может работать. Кроме тех специалистов, которых выпускают у нас IT-факультеты и вузы, нам нужно организовать систему переподготовки существующих кадров.

Касательно внедрения нормативного подушевого финансирования с привязкой средств к потребителю Е.Досаев сказал, что главный пилотный проект будет реализован в Астане, к которой присоединится Шымкент и Актобе. Это новое явление в системе образования, по итогам 2019 года этот опыт будет масштабно тиражироваться по всей стране. Для того чтобы каждый тенге, выделяемый из республиканского и местного бюджета, дошел до учителей, МОН необходимо провести тщательный анализ и выработать дальнейшие меры по внедрению подушевого финансирования, принять соответствующий нормативный правовой акт.

Необходимость развития и невероятный дух соперничества

В рамках коллегии была организована выставка на тему «Достижения системы образования и науки в 2017 году», а также работа 10 секций, на которых были рассмотрены вопросы развития детей раннего возраста, повышения заработной платы учителей, инфраструктуры дополнительного образования детей, трехъязычия, совершенствования нормативно-правовых актов в сфере ТиПО, сферы высшего и послевузовского образования, привлечения молодых специалистов в науку, цифровизации образования. На пленарном заседании министр Ерлан Сагадиев емко обрисовал ситуацию по каждому направлению, отметив достижения и недостатки. Глава образовательного ведомства заметил, что в процессе перехода преподавания предметов естественно-математического цикла на английском языке в старших классах есть большие сдвиги. Положительно на результатах работы отражается принцип добровольности. Преподавать на английском языке выразили готовность более 12 тысяч учителей, многие начали заниматься в прошлом году и переходят с уровня А2 на B2. Это половина необходимых кадров для полнокомплектных школ, констатировал министр. Преподавание предметов на английском языке одобряют многие директора, учителя, дети и их родители. В целом позитивно настроены 85% причастных к этому вопросу участников образовательного процесса.

Министр рассказал также о присвоении категорий учителям. Раньше между ними была разница в 4 тысячи тенге, теперь первый шаг равен 20 тысячам тенге, и каждый последующий увеличивается на 10 тысяч. В целом между максимальной и минимальной категориями прежде разница составляла 16 тысяч, сегодня – 50 тысяч тенге. Расчет идет от должностного оклада в процентном отношении,  что позволит при изменении уровня жизни индексировать разницу, что очень важно, подчеркнул Е.Сагадиев.

Новшество при присуждении категории заключается в необходимости прохождения национального квалификационного теста, который состоит из 100 вопросов, 70 из них – по предмету. Только после его сдачи комиссия  будет решать вопрос о присвоении категории. Те, кто получил ее по старой системе аттестации, может спокойно работать еще пять лет, но оплата будет идти по старой сетке. Поэтому если учитель желает повысить свой доход, он должен пройти все процедуры по новой системе. Это принципиальный момент, сказал министр, аттестацию готовы начать летом, чтобы к новому году учителя стали получать зарплату по новой сетке.

Министр коснулся также вопроса подушевого финансирования: в дошкольном образовании благодаря программе «Балапан» этот механизм успешно работает. Чтобы справиться с перенаселением в городах и удовлетворить потребность в школьных местах, в республике необходимо строить где-то 150 крупных школ в год. Государство будет продолжать строительство школ, особенно в сельской местности, но в крупных городах необходимо стимулировать привлечение частного капитала. Суть механизма такова: государство платит частным школам за каждого школьника подушевой норматив. Сейчас эти расчеты ведутся. Берут среднюю зарплату по городу, добавляют затраты на канцелярские принадлежности, коммунальные услуги, премиальные учителям и другие. Государственные школы тоже могут перейти на подушевое финансирование либо остаться на постатейном финансировании в зависимости от готовности самой школы. Такая работа уже началась в Шымкенте, Астане и Актобе: там средства на эти цели на этот год уже заложили как для частных, так и для государственных школ.

Министр акцентировал внимание коллег на вопросе цифровизации образования и использовании цифровых образовательных ресурсов в школе. В прошлом году было подключено сорок тысяч видеолекций и интерактивных уроков к каждой школе республики. Там, где нет Интернета, разместили их на серверах самой школы. Теперь необходимо провести Wi-Fi или прокладывать кабель в каждый класс, покупать видеооборудование, оснащение которым пока составляет около 50%. В этом году на эти цели из республиканского бюджета выделено еще 6 млрд тенге. Такое оснащение идет уже третий год подряд. Также в Мажилисе рассматривается займ Всемирного банка. Необходимо, чтобы в каждом классе были цифровые образовательные ресурсы на трех языках, которые учителя, конечно, не заменят, но окажут огромную помощь ему и ученику, ведь там собраны лучшие видео со всего мира по математике, физике, химии, биологии, языкам.

Будут приняты меры по оснащению кабинетов робототехники, сегодня уже более чем в 700 школах (около 10%) введен элективный курс робототехники, необходимо добиться 100% охвата, подчеркнул Е.Сагадиев.

Он также затронул вопрос актуализации учебных программ для 5-7 классов. Теперь программирование будет начинаться с 3 класса. В 2013 году было с 7 класса, в 2014 – с 5-го. Формирование такого учебного контента будет способствовать подготовке населения к цифровой экономике и тотальной автоматизации госуслуг. Начиная с детских садов и заканчивая дипломом PHD, все должно соответствовать международному уровню. В этом году в Шымкенте в Павлодаре будет внедрен 100% безбумажный учет.

Министр остановился и на вопросах социальных гарантий и правовой защиты ребенка. Сегодня 100% детей социально уязвимых категорий получают горячее питание, 97,5% школьников из отдаленной местности обеспечены подвозом. Уже не первый год действует республиканская база данных детей-сирот, на местах проводится большая работа по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание и усыновление. В 2017 году закрылось 6 детдомов, а детей в них уменьшилось на тысячу. В то же время 6223 ребенка остаются в госучреждениях. Везде созданы попечительские советы, все, что происходит в них, регулярно обсуждается и находится под контролем общественности, прессы и НПО на местах. В этом году 1084 человека получили жилье, из них 378 воспитанников интернатных организаций. Продолжается работу по развитию эффективной системы их адаптации к самостоятельной жизни и  трудоустройству.

В учебный процесс ТиПО внедряются образовательные программы, соответствующие международным стандартам. По проекту WorldSkills подготовлено более 250 новых модульных программ по рабочим квалификациям. Сделан перевод 500 единиц зарубежной учебной литературы. В этом году планируется создать 20 центров компетенций под отдельные отрасли в различных областях и продолжится реализация проекта бесплатного ТиПО.

По высшему образованию планируется принятие закона об академической мобильности, вузы сами будут создавать свои образовательные программы, заметил министр, ограничивать их в этом не будут. Ерлан Сагадиев привел в пример Россию, где бакалавров готовят за полтора года. Необходимо взять на вооружение такую гибкость.

В академических программах регулирование будет происходить через рейтинг образовательных программ, который помогает готовить НПП «Атамекен». Национальная палата предпринимателей опросила 200 крупных предприятий, где есть IT-департаменты, и 200 IT-компаний. Им был задан вопрос, выпускников каких IT-вузов они хотели бы пригласить к себе на работу? «Атамекен» также провел опрос самих студентов на предмет пригодности полученных знаний, были заслушаны IT-ассоциации, деканы и заведующие кафедрами. Они презентовали свои образовательные программы. Подытожив все данные, МОН презентовал рейтинг IT-вузов. Он вызвал бурное обсуждение. Но в целом есть глубокое понимание необходимости развития и невероятный дух соперничества среди них. Рейтинг будет доработан и опубликован. Это правильный путь, который приведет к быстрому обновлению и качественному подъему образовательных программ вузов. На очереди педагоги, журналисты, медики и другие специальности, до конца года эта работа будет завершена.

Е.Сагадиев проинформировал, что прошли заседания национальных научных советов, были выбраны грантовые проекты, на которые выделено 9 млрд тенге. В этом году будет реализовываться программа целевых грантов, грантов молодым ученым и проект Всемирного банка по коммерциализации.

Продолжится политика софинансирования научных проектов со стороны промышленности, частного сектора. И это будет обязательным требованием для прикладных научно-исследовательских работ. В 2017 году сумма вложений собственных средств со стороны частного сектора увеличилась в 5 раз.

Люди – главный драйвер экономики

Координации вопросов подготовки высококвалифицированных кадров посвятил свое выступление заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев. Сегодня в обществе, отметил он, сформировалось понимание того, что люди – новая нефть, новый драйвер экономики. С учетом быстро меняющейся ситуации на рынке труда в секторе образования он назвал следующие вызовы: дисбаланс на рынке труда, наличие дипломированной безработицы и несоответствие содержания образовательных программ потребностям работодателей. Все это приводит к тому, что каждый этап развития специалиста: школа, колледж, вуз – не дает достаточной добавленной стоимости. Он выдал следующую статистику: ежегодно 350 тысяч школьников заканчивают школу, а 21 тысяча после завершения образования не поступает и не трудоустраивается. Неутешительная ситуация и по выпускникам ТиПО с 55% трудоустройством. Мировая практика, продолжил Эльдар Жумагазиев, показывает, что контингент школьников условно можно разделить на следующие категории: 7-15% – это будущие предприниматели; 6% – представители науки, культуры и искусства и 79% – наемные работники. Для рационального использования человеческого капитала необходимо с 7 класса проводить профдиагностику школьников, подсказывать им, в каком направлении развивать заложенные в нем компетенции, формировать его персональный план развития. Инструментом глубокого развития потенциала школьников считается система High School для 10 и 11 классов (например, физико-математический, биохимический, экономический, гуманитарный, лингвистический и так далее), заметил Э.Жумагазиев. Предпринимательский сектор готов вовлечься в открытие таких школ на условиях снятия жестких требований в СНиПах и СанПинах, а также предоставления государственного образовательного заказа.

Профессиональная диагностика и система High School может повлечь за собой изменение государственного общеобязательного стандарта образования, но позитивный эффект очевиден.

В целях раннего раскрытия предпринимательского таланта палатой был инициировано включение в школьную программу предмета «Основы предпринимательства и бизнеса», Министерством образования и науки начинание было поддержано. С сентября 2019 года его начнут преподавать во всех общеобразовательных школах. Для этого с начала 2019 года начнут обучение педагогов. Дальнейший шаг –  подготовка адаптированной программы «Основы предпринимательства и бизнеса» для системы ТиПО.

Основная потребность в Казахстане испытывается на уровне рабочих кадров, базами подготовки которых являются колледжи и учебные центры.

На сегодняшний день только 5% из 489 тысяч студентов колледжей обучаются по дуальной форме. Несмотря на проведенную работу в техническом и профессиональном образовании, существует ряд барьеров, не позволяющих резко увеличить число компаний и студентов, вовлеченных в дуальное обучение. Это отсутствие мер экономического стимулирования (налоговые вычеты/компенсация), отсутствие прозрачных механизмов мониторинга трудоустройства выпускников (рейтинг на основе ГЦВП), слабая практика передачи колледжей в доверительное управление, отсутствие анализа потребности в кадрах. Также необходимо отметить, что в развитии дуального обучения до сих пор ведущим элементом был колледж.

Помимо создания условий для колледжей и работодателей важно провести работу по выявлению потребности в кадрах, и уже на основании этого вести распределение государственного заказа. Перед поездкой по регионам, озвучил факт Э.Жумагазиев, были проанализированы лидирующие колледжи области. Результат неутешительный: был выявлен крайне низкий, а в некоторых случаях и нулевой уровень трудоустройства выпускников-грантников. Это информация коррелируется с ситуацией в регионе, данный сектор экономики сокращает объемы, ведутся высвобождения. Поэтому крайне своевременны предпринятые системой образования шаги по профилизации колледжей. Он предложил также подкрепить эти действия аналитикой о потребности каждого региона. Имеется методика, эту работу можно провести в относительно короткие сроки.

По вузам, констатировал он, складывается аналогичная ситуация. Так, выпуск специалистов сельскохозяйственных наук и ветеренарии в 2017 году составил 2345 человек, тогда как прогнозная потребность до 2020 года – порядка 2614 человек. То есть одним выпуском можно полностью покрыть потребность. Трудоустройство грантников составляет 42% (то есть 983 человека), и большинство не намерено работать в сельской местности.

Эльдар Жумагазиев призвал задуматься о повышении стоимости гранта, которая бы покрывала все необходимые расходы на качественную подготовку. Понятно, что бюджетные возможности ограничены, поэтому повышение стоимости можно провести за счет сокращения количества грантов.

Э.Жумагазиев указал также на другие вызовы в системе высшего образования, которые необходимо нивелировать построением взаимосвязей вузов и работодателей, а также объективной системой распределения государственного образовательного заказа. В вопросе использования рейтинга для распределения грантов есть полемика, свою позицию также готовы доказать, дополнил он.

Одним из инструментов влияния на оба эти вызова считается рейтинг вузов по версии «Атамекен». В его основе лежит уровень трудоустройства и средних заработных плат выпускников, а также оценка образовательных программ работодателями. В прошлом году при содействии МОН была проведена работа по оценке образовательных программ 30 вузов. Как проинформировал Э.Жумагазиев, в 2018 году планируется проведение оценки 2000 образовательных программ наиболее востребованных специальностей с последующим увеличением охвата.

В целом он акцентировал внимание на следующих инициативах НПП:

профессиональной диагностике во всех школах страны, эффективных инструментах ГЧП для школ и колледжей, возмещении затрат работодателя в ходе дуального обучения, профилизации колледжей в зависимости от потребностей региона, увеличении стоимости гранта для ТиПО и вузов, распределении государственного образовательного заказа с использованием рейтинга вузов и анализа потребности в кадрах.

Подушевое финансирование и школьные кластеры

Об опыте подушевого финансирования и планах на будущее участникам расширенного заседания рассказал руководитель управления образования г. Астаны Ануар Жангозин. В 5 столичных школах запущены пилотные проекты подушевого финансирования. Он отметил, что в столице России подушевое финансирование ведется уже несколько лет, и опыт  москвичей показал ряд существенных плюсов. А.Жангозин перечислил следующие выгоды: справедливое распределение средств между всеми школами: каждая организация получает одинаковое количество средств из расчета на одного ученика; соблюдение единых прав всех учеников, вне зависимости от формы собственности, расположения или уровня школ, в которых они обучаются; учет различных потребностей детей за счет того, что объем средств, выделяемых на детей в коррекционных классах и обучающихся на дому, в несколько раз превышает стандартный норматив.

За счет учета всех потребностей школьного сообщества эти факторы повысили качество образования. Каждый директор понимает: финансирование он получит пропорционально количеству обучающихся детей. Это подталкивает к формированию высокопрофессиональной команды, приведению в соответствие всех процессов, применению современных инструментов менеджмента и управления, пояснил руководитель столичного управления. 

В Казахстане МОН начало апробацию подушевого финансирования еще в 2013 году. На сегодняшний день по республике реализуется пилот, в котором задействованы 73 школы, в том числе 5 школ Астаны. Опыт столицы показывает, что за счет внедрения подушевого финансирования школам предоставляется дополнительная опция самостоятельно управлять свободными финансовыми средствами, тем самым учитывать свои уникальные возможности и потребности.

По итогам пилота в пяти школах за счет подушевого норматива они смогли дополнительно аккумулировать порядка 200 млн тенге, направив эти средства на премии, укрепление материально-технической базы, проведение необходимых ремонтных работ, другие приобретения. Наблюдается большая заинтересованность со стороны школ в формировании стабильного контингента учеников и команды учителей, в предоставлении качественного образования. Теперь руководитель понимает, что вместе с большей свободой на него ложится и большая ответственность за финансовые, юридические и хозяйственные вопросы.

Вместе с тем руководитель управления А.Жангозин отметил значительный разрыв в качестве обучения разных школ. По итогам независимого тестирования учащихся уровень знаний по отдельным предметам в разных школах может варьироваться от 7 до 73%, что говорит о необходимости принятия системных решений.

Вернувшись к опыту московских коллег, А.Жангозин сообщил, что с внедрением системы подушевого финансирования в Москве увеличилось число школ, вошедших в число 500 лучших в России, в 3 раза выросло число московских школьников-призеров всероссийских олимпиад, расхождение между внутришкольными оценками и результатами независимой диагностики сократилось с 25% до 7%, почти в 2 раза выросло число детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно. По мнению А.Жангозина, все эти достижения – результат не только внедрения подушевого финансирования, но и других мер. Поэтому он также сказал о необходимости реализации комплекса шагов. Среди них – формирование кластеров с объединением школ разного уровня. Будут школы-партнеры и ведущая школа, опыт которой будет транслироваться на весь кластер, обеспечивая выравнивание качества образования.

Руководитель столичного управления остановился и на другом актуальном вопросе  – дефиците ученических мест. Если ежегодно в школы приходит порядка 25 тысяч детей, то выпускается немногим больше 8 тысяч. То есть в среднем, чтобы покрыть дефицит, необходимо обеспечить ежегодный ввод 8-10 школ. Для активизации создания новых ученических мест и строительства школ рассматривается несколько моделей привлечения бизнес-сектора через подушевое финансирование, в том числе строительство школ посредством отдельных проектов ГЧП.

Он также высказался за внедрение рейтинга школ, который будет включать комплексные показатели работы школы: качество знаний, успешность воспитательной работы, профилактика правонарушений, охват детей инклюзивным обучением, развитие кадров, участие в инновационных проектах, управление финансами и работа с общественностью.

Неотъемлемая часть формирования эффективной модели успешного функционирования школ – усиление попечительских советов и применение новых форм менеджмента. На сегодняшний день на базе нескольких школ столицы совместно с частными партнерами разрабатывается эффективная модель корпоративного управления. Предполагается, что за счет привлечения команды компетентных менеджеров со стороны партнера будет обеспечено совершенствование системы стратегического планирования, мониторинга и внутреннего контроля через усиление работы попечительских советов, что в условиях подушевого финансирования приобретает еще большее значение. Выработанную модель успешной работы попечительских советов в итоге планируется транслировать на другие школы.

Для обеспечения прозрачности и устранения любого рода коррупционных рисков в работе школ, особенно в рамках реализации подушевого финансирования, стоит отметить важность автоматизации услуг по зачислению учащихся в школы. Интеграция услуги с национальной образовательной базой данных решит вопрос «мертвых душ» и одновременно позволит объединить несколько услуг. Например, при зачислении в школу ребенку, который относится к льготной категории, могут быть сразу оказано несколько видов социальной помощи (фонд всеобуч, питание, проезд и др.). Таким образом, родители будут освобождены от дополнительного сбора документов. Также отпадает необходимость в предоставлении документов по прописке. Ближайшая по месту проживания школа будет определяться автоматически, подытожил выгоды от использования информационных технологий Ануар Жангозин.

С сертификатом Кембриджа – в лучшие вузы мира

В ТОО «Высший колледж APEC Petro Technic» обучение ведется на английском языке. Об истории создания,  становлении и развитии учебного заведения рассказал директор товарищества Ермек Кузембаев. Строительство колледжа было начато в 5 лет назад, а работать он начал в 2017 году. Теперь руководитель Е.Кузембаев с гордостью заявляет, что его студенты сами берут на себя ответственнсоть, как и что они будут изучать, а колледж сам зарабытывает.

Создание нашего колледжа – это ответ на вызовы индустриальной революции. Ведь технологии развиваются настолько стремительно, что образование не успевает за ними. С такими вызовами столкнулись все учебные заведения в мире. Колледж, пояснил Е.Кузембаев, направлен на подготовку кадров для нефтянки. На начальном этапе обратились в канадский институт технологий, где учатся будущие инженеры и технологи, и пригласили их экспертов. Как рассказал директор ТОО, с колледжем работали прозводственники-нефтяники, с ними разрабатывали учебные программы, соответствующие требованиям  работодателей и международных стандартов. Были сложности с набором студентов: из 700 поданных анкет только 30% сдали тесты на знание английского языка и профилирующих предметов.

Пришлось направить на стажировку и преподавателей. Сначала компании, куда мы их направили, удивлялись нашему подходу, зато теперь на переподготовку к нам сами присылают своих работников. И это вполне объяснимо: за год меняется оборудование и развиваются технологии. Со второго курса студенты проходят обучение на производстве. Теперь с колледжем сотрудничает почти 200 компаний-партнеров, готовых принять студентов на стажировку, констатировал Е.Кузембаев. Перед стажировкой работодатели оценивают студента по своим требованиям и правилам. Для сохранения актуальности содержания образовательных программ чрезвычайно важна постоянная внешняя оценка. Достижение, о котором с вдохновением рассказал Ермек Кузембаев, – получение аккредитации Кембриджского университета. Это конкурентное преимущество: имея на руках такой сертификат, студент может продолжить обучение в лучших мировых вузах. С нескрываемой гордостью Ермек Кузембаев сказал о том, что процент трудоустройства очень высокий: из 264 выпускников 97% трудоустроены.

Профессиональный стандарт педагога

В своем выступлении ректор Таразского государственного педагогического университета Дария Кожамжарова подчеркнула, что такие направления модернизации сознания, как конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания напрямую связаны с процессом образования.

Как сказала руководитель вуза, на всех нас возложена большая миссия по формированию личности в целом, по подготовке педагогических кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знаний, именно тех людей, которые станут главными проводниками принципов модернизации и создания собственной передовой системы образования.

Такие тренды, как цифровизация, массификация образования, интернационализация, изучение английского языка, образовательные технологии, спрос на конкретные навыки, непрерывность педагогического образования влияют на содержание и цели образования. И они призваны сыграть ключевую роль в его модернизации.

Сегодня в этом направлении сделано немало: актуализированы образовательные программы вузов с учетом обновленного содержания среднего образования. В педагогические вузы страны приглашены более 100 иностранных специалистов. С 2017 года в них ведется реализация программ на английском языке по естественно-математическому направлению.
В целях трансляции опыта АОО «НИШ» с 2015 года проводятся курсы для профессорско-преподавательского состава вузов (ежегодно по 100 человек) на базе Центра педагогического мастерства и Назарбаев Университета. Для определения профессиональной квалификации карьерного роста отраслевыми ассоциациями учителей и вузов разработан профессиональный стандарт педагога.

Несмотря на все эти мероприятия, педагогическое сообщество принимает новые вызовы быстро меняющегося мира. Возникает вопрос, какими компетенциями должен владеть учитель. В странах Евросоюза и ОЭСР уже обозначены компетенции, необходимые на каждом этапе педагогической карьеры. Педагог должен уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, в команде с партнерами в области образования, с обществом и в обществе на местном, региональном, национальном уровнях.

То есть учитель XXI века должен выступать в нескольких ролях: наставник, руководитель, фасилитатор, коуч, модератор, эксперт. Для подготовки учителей высокого качества необходимо прививать цифровую  грамотность, социальные навыки, развивать нетворкинг (учиться у других, обмениваться идеями и опытом), заметила Д.Кожамжарова.

В этой связи она предложила начать разработку образовательных программ по новым направлениям подготовки педагогов: IT-менеджер, IT-педагог, IT-лингвист; открыть на базе педагогических вузов  технологические IT-парки; создать региональные сетевые университеты, для «быстрого» обмена педагогическим мастерством и  методическими ресурсами в режиме онлайн; расширить подготовку магистров для работы в старших классах.

Высокое качество образовательных услуг в условиях вуза может быть достигнуто только при наличии педагогов, мобильно реагирующих на изменения в образовательном пространстве. То есть современный педагог – это педагог, не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте новых тенденций в образовании.

Важные критерии: открытость и выборность

Об итогах научной деятельности и перспективх ее развития рассказал председатель комитета науки МОН Болатбек Абдрасилов. Он также подчеркнул, что вопросы развития науки обсуждаются открыто, с участием СМИ и общественных организаций. В 2017 году по поручению Главы государства, сообщил докладчик, создан совет по этике при Национальной академии наук, который рассматривает в том числе и спорные вопросы развития науки. В этом году, продолжил он, были проанализированы завершенные проекты за трехлетний период. Есть значительные успехи: достигнут значительный рост публикационной активности казахстанских ученых, увеличились патентная активность и показатель внедрения результатов в практику. Вместе с тем, констатировал Болатбек Абдрасилов, имеются серьезные проблемы в реализации научных проектов и программ. При этом наряду с объективными причинами, связанными с уменьшением объема финансирования проектов в 2016-2017 годах, имеются серьезные недостатки в организации исполнения научных проектов. И здесь ответственность прежде всего возлагается на исполнителей проекта, а также на руководителей НИИ и вузов. Все факты нарушений должны быть объектом анализа и обсуждения научных советов вузов и НИИ. Виды нарушений, перечень вузов, допустивших их, были озвучены на секционном совещании в ЕНУ и в письменном виде будут доведены до соответствующих госорганов.

Руководитель ведомства отметил, что успешными становятся проекты, связанные с коммерциализацией по линии фонда науки проекта Всемирного банка. Если на первых конкурсах 2016 года софинансирование со стороны бизнеса было всего на уровне 7-8%, то на втором этапе в 2017 году было достигнуто 15%, по проектам консорциума производственного сектора, который прошел в конце прошлого года, софинансирование было на уровне 50% от суммы гранта. Он также заметил, что ученые научно-исследовательских институтов уже вышли на продажи инновационных продуктов.

25 января завершили работу все 7 национальных научных советов по  грантовому программно-целевому финансированию на 2018-2020 годы. Будет реализовано 1096 проектов, в настоящее время начата работа по заключению договоров с победителями конкурсов в рамках проектов программно-целевого финансирования, сообщил Б.Абдрасилов. Национальные научные советы одобрили 93 программы, по всем будут приняты решения на заседании высшей научно-технической комиссии, которое состоится  во второй половине февраля. Он также остановился на обращения ученых по отдельным национальным научным советам. Были спорные вопросы по проектам, связанным с информационными технологиями, естественными науками и с агропромышленным комплексом.

Все спорные вопросы были рассмотрены на Совете по этике Национальной академии наук. Было 110 обращений по научным проектам, не прошедшим отбор, из них 104 работы признаны несоответствующими, 6 научных работ молодых ученых будут рекомендованы к финансированию в следующем конкурсе. В целом Болатбек Абдрасилов положительно оценил приобретенный опыт работы и выразил надежду, что авторитет совета по этике будет укрепляться.

Руководитель ведомства заявил о необходимости совершенствования действующей системы управления наукой, внедрения системы корпоративного управления в НИИ. Вовлечение реального сектора экономики, бизнес-структур к отбору проектов необходимо проводить не только на уровне национальных научных советов, где их более 50%, а на более раннем этапе – непосредственно в НИИ. Для сближения бизнеса и науки он предложил создать в НИИ наблюдательные советы с включением в них представителей реального сектора, а также проводить открытые выборы руководителй НИИ с тем, чтобы привлекать к работе перспективных талантливых руководителей.

***
В целом работа Министерства образования и науки в прошлом году отличалась разнообразием, масштабом и новизной задач: переход на обновленное содержание образования, казахского языка на латинскую графику, внедрение трехъязычия, цифровых технологий, профессиональных стандартов, изменение критериев оценивания, порядка распределения научных грантов по госзаказу.  


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
   


Яндекс.Метрика