Новости

19

сен

19.09.2018

УТВЕРЖДЕН ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ОБЕ...

17

сен

17.09.2018

График введения мест в общежитиях ...

06

сен

06.09.2018

Почти 150 журналистов прошли обучение по "Болашаку&quo...

29

авг

29.08.2018

Опубликуй лучший материал о Государственной образовательной...

Образовательный тренд: компетенции, инновации, международные стандарты


На площадке Службы центральных коммуникаций Министерства информации и коммуникаций выступил министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ. Руководитель ведомства рассказал об итогах отчетной встречи перед населением и ответил на вопросы, волнующие журналистов, общественность, педагогов и родителей. 

20180511_100424

Итоги встречи министра с населением
Как отметил Ерлан Сагадиев, на отчетной встрече, прошедшей 25 апреля текущего года, в зале присутствовало около 800 человек, также через видеоконференцсвязь с 15 регионами было охвачено около 850 граждан. Контингент слушателей отчета – родительская и педагогическая общественность, представители неправительственных организаций, профсоюзов работников образования, ветераны педагогического труда.
Отчетная встреча перед населением транслировалась в прямом эфире через информационный портал Bnews, официальную страницу МОН в социальной сети Faсebook и на телеканале «Хабар-24».
В ходе встречи было задано 28 вопросов, на которые были даны развернутые ответы и разъяснения.

Родительское собрание и парад оркестров
Министр сделал объявление для казахстанцев: 15 мая 2018 года в республике пройдет второе общенациональное родительское собрание. Этот день совпадает с Международным днем семьи. Ерлан Сагадиев констатировал: в среднем в школы на такие мероприятия обычно приходят 10-15% родителей. В прошлом году на общенациональном родительском собрании явка составила 80%. Отметив неплохой результат, министр сказал:
– В этом году мы хотим как минимум его повторить. Просим от лица министерства всех работодателей, включая государственные органы, в этот день, 15 мая, отпустить родителей пораньше, чтобы они пошли в школу, посетили собрания и погрузились в жизнь школы, в которую ходят их дети.
На собраниях учителя расскажут о текущих результатах и достижениях учеников и учебных заведений. Важно понимание того, что уровень образования школьников зависит от совместных усилий семьи и школы.
В День защиты детей, 1 июня, во всех городах Казахстана пройдет второй республиканский парад детских и молодежных музыкальных оркестров. В прошлом году в нем участвовало более 100 тысяч оркестрантов, в нынешнем ожидается более 500 тысяч. Министр обратился к представителям СМИ с просьбой широко осветить предстоящее мероприятие.
В отличие от прошлого года расширится география проведения парада. Одновременно во всех населенных пунктах страны, в больших и малых городах торжественным маршем по центральным улицам пройдут школьники, родители и педагоги.

О ЕНТ и статусе обладателей знака «Алтын белгi»
На пресс-конференции министр озвучил несколько важных вопросов, которые традиционно в конце учебного года волнуют учителей, школьников и родителей. Это сдача ЕНТ и новшества, связанные с изменениями в законодательстве при поступлении на грант.
Ерлан Сагадиев напомнил, что министерство обещало обеспечить равенство для поступающих в вузы при получении грантов. Он констатировал, что МОН свое слово сдержал. Были инициированы поправки в закон, Парламент их принял. По новым правилам обладатель знака «Алтын белгi» пользуется преимуществом перед другим выпускником только при равенстве набранных баллов.
Формат сдачи ЕНТ прежний. Тестовые вопросы, как и в прошлом году, изменились на 25%. Около 250 человек впервые будут сдавать ЕНТ на английском языке. Никаких преимуществ при этом они не получат – это лишь их желание утвердиться в своих языковых познаниях.

О физкультуре и спорте
На отчетной встрече перед населением одна их родительниц спросила министра о возможности освобождения школьников-спортсменов от уроков физкультуры. Тогда, в апреле, по сообщению Ерлана Сагадиева, этот вопрос был на стадии согласования.
Но в социальных сетях стала распространяться искаженная информация. Якобы с нового учебного года третий час физкультуры исчезнет из расписания. Родителей также тревожит качество преподавания этого предмета. В связи с этим Ерлан Сагадиев пояснил:
– Планов по отказу от третьего часа физкультуры у нас не было и нет. Он в законе у нас прописан. Всегда разговор шел о том, чтобы спортсменов-профессионалов, занимающихся в секциях более трех часов в неделю, освободили от занятий физкультурой. Мы такое решение приняли. По многочисленным просьбам родителей дети, профессионально занимающиеся спортом, по заявлению родителей, при наличии подтверждающих документов, по решению педагогического совета могут быть освобождены от уроков физкультуры.
При этом министр не исключил и другого сценария: если школьник в это время слоняется по коридорам, то смысла нет в таком послаблении. У ребят-спортсменов зачастую есть пробелы в знаниях, ведь они, участвуя в соревнованиях, пропускают уроки. Многие школы, руководствуясь академической свободой, проводят для таких учащихся занятия, благодаря которым они нагоняют учебную программу, занимаются дополнительно.

Без разнарядок и принуждения
26 мая учителя начнут сдавать национальный квалификационный тест (НКТ). Ерлан Сагадиев сказал, что никаких правовых последствий для не сдавших этот тест не наступит. Учитель останется на прежней категории с соответствующей зарплатой. Министр заявил, что он осведомлен о фактах введения квот, попытках психологического давления на преподавателей.
– Мы бы просили никого это не делать. Учителя должны иметь достаточное количество времени для подготовки к НКТ и возможность сдавать его, когда захотят. У нас добровольно на май записалось более 60 тысяч учителей. Это говорит о том, что они уверены в себе и знают свой предмет, – сказал министр, пообещав провести по результатам тестирования отдельную пресс-конференцию.
Общежития: в плане 65 тысяч мест
Ерлан Сагадиев вкратце обрисовал ситуацию со строительством общежитий в регионах. От вузов поступили заявки на строительство общежитий, под которые уже отведены земельные участки. По этим заявкам планируется ввести в эксплуатацию 65 тысяч мест в общежитиях.
– Программу строительства общежитий мы выполним досрочно. Из каждого города, где есть вузы или колледжи, к нам поступили предложения, – сообщил Е.Сагадиев. – Отрабатываем план строительства и процедуру финансирования, понадобятся законодательные изменения. Сейчас законопроект находится в Мажилисе. После его утверждения мы примем ряд нормативных правовых актов и в сентябре или даже этим летом начнем строительство нескольких общежитий.

Про «утекающие мозги»
В связи с плотным графиком министр передал «эстафету» своим заместителям Асхату Аймагамбетову и Талгату Ешенкулову, которые продолжили общение с журналистами.
Замминистра образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о мерах, предпринимаемых ведомством для повышения мотивации молодежи к получению образования в Казахстане. Он посетовал, что СМИ часто поднимают вопрос «утечки мозгов», мол, все больше казахстанских выпускников предпочитают учиться за границей. Как сообщил А.Аймагамбетов, МОН предпринял несколько шагов для повышения привлекательности обучения в Казахстане.
В прошлом году были внесены изменения в формат проведения ЕНТ. У казахстанских выпускников есть возможность условного зачисления в высшее учебное заведение и повторной сдачи в январе комплексного тестирования. Благодаря этому решению почти 30 тысяч наших выпускников получили возможность обучаться в вузах.
Также в 19-м приказе Министерства образования и науки убрали соответствующую норму о тех, кто переводится из зарубежных учебных заведений в казахстанские. По новым правилам их не обязывают предоставлять сертификат о проведении ЕНТ или комплексного тестирования. За счет принятия этого решения уже в первый год в казахстанские вузы из зарубежных перевелись 15 тысяч человек, в январе этого года из российских вузов – еще 7 тысяч студентов.
По мнению вице-министра, на этот процесс также положительно повлияет поручение Главы государства по обеспечению студентов общежитиями. Это тоже один из привлекательных факторов для молодежи. Как сообщил Асхат Аймагамбетов, в ближайшие годы будет введено более 75 тысяч мест в общежитиях. Положительную динамику обеспечит и дополнительное выделение грантов для 20 тысяч студентов.

Реанимировать академию или строить центр?
На пресс-конференции прозвучал вопрос об обучении летчиков. По словам журналиста, не в лучшем состоянии находится Академия гражданской авиации в Алматы. В то же время в 2019 году в столице планируется строительство центра по подготовке летчиков. Не рациональнее ли «реанимировать» действующее учебное заведение, нежели вкладывать средства в новый центр, спросила представитель СМИ.
В целом, констатировал вице-министр Асхат Аймагамбетов, работа проводится, академии выделяется достаточно средств, там организуются полеты, есть вопросы по обновлению образовательных программ. Он выразил готовность изучить ситуацию и поступившие предложения.

Работа над учебниками
Замминистра А.Аймагамбетов рассказал также о работе над учебниками. Создана пятиступенчатая экспертиза. МОН внес норму, по которой учебник создается авторским коллективом, где одновременно должны быть представители высшей школы и практики. Все учебники выставляются на портал. В этом году поступило порядка 5,5 тысяч замечаний и предложений. Все они были рассмотрены, и по ним были приняты соответствующие решения. В этом году впервые учебники для 3, 6, 8 классов будут с QR-кодом. Это позволит скачивать их электронный вариант. Для этого были внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты, пояснил А.Аймагамбетов.
Они понадобились и для урегулирования вопроса, связанного со ссылками в учебниках. Теперь ссылки будут только на официальные сайты. Условно их можно было делать на Википедию, YouTube. Как сообщил замруководителя МОН, при отсыле на YouTube ребенок может столкнуться с нежелательной информацией, не соответствующей его возрасту. Тем не менее ссылки нужны, детям необходимо учиться работать в Интернете. Но это должны быть официальные сайты, гарантирующие качественный контент. Есть один нюанс: ссылки должны быть не на обязательные материалы, а только на дополнительные, вспомогательные. Это необходимо для сохранения равных условий для образования, ведь сегодня не все дети имеют доступ к Интернету.
Введена также обязательная апробация учебников для основной и старшей школы. Ранее это требование касалось только учебников для начальной школы. Эта мера позволяет услышать мнение практиков, детей и родителей.
Есть и еще одно новшество: в этом году введено обязательное исследование по оценке социального восприятия новых учебников. Как пояснил Асхат Аймагамбетов, учителя смотрят на содержание учебников и соответствие их учебной программе. Эксперты центра «Учебник» смотрят свою часть, филологи оценивают стиль изложения и грамотность. Вместе с тем важно получить общественную оценку. Для этого необходимо подключить к этой работе простых граждан и услышать их голос.
МОН также уделяет внимание обучению экспертов. Необходима также обратная связь. С этой целью авторы учебников побывали во всех регионах, встречались с учителями, которые высказывали замечания, давали рекомендации и предложения. Качество учебников находится на постоянном контроле, в плановом порядке все проблемные вопросы снимаются.

О перегрузке школьников и пятидневке
Этот вопрос особенно волнует родителей. Вице-министр Асхат Аймагамбетов сказал, что МОН работает над исполнением поручения Главы государства о снижении нагрузки на школьников и, соответственно, над изменением типовых учебных планов.
В сравнении со странами, входящими в ОЭСР, действительно, наши типовые учебные программы перегружены, констатировал вице-министр. Поэтому созданы рабочие группы, идут консультации с экспертами, методистами, с педагогическим сообществом. Но учебная программа не хлеб и не колбаса, которые можно на глазок порезать на условные 2, 3 часа, попытался образно убедить аудиторию представитель МОН.
Асхат Аймагамбетов также заметил, что, когда речь идет о сокращении нагрузки, каждый преподаватель говорит о важности своего предмета. Физкультурник утверждает, что без его предмета школьник ни математику, ни физику не осилит. Математик приводит классическую фразу о «царице наук». Русовед выдвигает свои аргументы.
По мнению А.Аймагамбетова, необходимо учитывать задачи, стоящие перед образованием, ориентироваться на стандарты и знания, востребованные для успешной адаптации выпускников к самостоятельной жизни. Исходя из этих условий, эксперты и будут принимать решение.
Относительно пятидневки вице-министр напомнил о наличии гимназического компонента в школах-гимназиях, который составляет почти 8,5 дополнительных часов. В этих учебных заведениях конкурс при поступлении. Туда многие стремятся попасть и осведомлены о нагрузке. При переходе на пятидневку предметы-то остаются.
В целом позицию министерства Асхат Аймагамбетов обрисовал так: МОН создает условия для перехода на пятидневное обучение, работает над правовой базой, меняет нормы, правила. Каждое учебное заведение по согласованию с попечительским советом будет принимать решение самостоятельно.
– По гимназиям есть вопросы, они будут сниматься. Поручение Главы
государства о снижении общей нагрузки будет планомерно выполняться, она будет снижена и в гимназиях в том числе, – заверил вице-министр.

«Психологический портрет» первоклассника
В ходе пресс-конференции прозвучало мнение о том, что порой дети оказываются незащищенными от агрессии сверстников. В этой связи возник вопрос о необходимости создания психологического портрета ребенка при поступлении в первый класс.
На этот счет Асхат Аймагамбетов высказался однозначно: этого делать не нужно. В школе в штате есть психолог, который проводит работу с каждым ребенком. Этому аспекту также уделяется внимание при подготовке специалистов по обновленной программе обучения, проводится работа по повышению квалификации психологов, организуются курсы.
Решение о поступлении в организацию образования ребенка с особыми образовательными потребностями принимает психолого-медико-педагогический консилиум. Через него проходят дети, состоящие на учете у специалистов. Для таких детей есть определенные нормы и стандарты, согласно которым детей направляют в коррекционные учреждения образования.
– Мы не считаем необходимым каждого дошкольника обследовать у
психиатра, – заявил вице-министр.

Обучение на английском языке
Государственная программа образования и План нации «100 конкретных шагов» нацеливает на изучение английского языка. И министерство образования и науки планомерно реализует эту задачу. Курсы для учителей не краткосрочные, в среднем обучение идет 9,5-10 месяцев. Педагоги доходят до уровня А1, А2, В1, В2 и до С1. В настоящее время казахстанские педагоги проходят курсы до уровня В2. После этого учителя сдают независимое тестирование: IELTS, APTECH. Они показывают уровень владения английским языком. Затем осуществляется посткурсовая поддержка, потому что язык легко забыть без практики.
В прошлом году по обновленному содержанию образования, сообщил вице-министр, был сделан сайт – системно-методический комплекс. Там есть все условно-поурочные планы, задания по критериальному оцениванию на казахском и русском языках. Теперь такие же комплексы создаются на английском языке, ведь на первых порах учителям сложно составлять задания на английском языке, поурочные планы и так далее. Все это делается в комплексе для облегчения работы. Есть положительный опыт перехода к изучению предметов естественно-математического цикла на английском языке в Назарбаев Интеллектуальных школах, казахско-турецких лицеях и ряде других школ, работающих в пилотном режиме.
Вице-министр заверил, что ведомство знает, как двигаться, понимает проблемы и планомерно реализует поставленную задачу. Постепенность выражается в том, что сначала на уроке лишь 25% информации выдается на английском, затем 50, 75 и 100%.

С «липовыми» сертификатами разберется суд
На пресс-конференции журналисты попросили озвучить ситуацию со скандальной историей в Медицинском университете «Астана». Вице-министр Талгат Ешенкулов сказал, что все материалы по выявленным нарушениям переданы в суд. После судебного разбирательства можно будет говорить о результатах.
Он также рассказал об истории вопроса. В прошлом году проверку в медицинском вузе начал Комитет по контролю в сфере образования и науки МОН. Она была начата по поручению Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции: поступил сигнал о возможных нарушениях. Было выявлено 110 поддельных сертификатов, по которым проверяющие составили административные протоколы и дали предписание на устранение нарушений. По истечении шести месяцев представители комитета МОН вернулись и выявили дополнительно еще 7 поддельных сертификатов IELTS, якобы свидетельствующих о сдаче тестов по английскому языку. Всего было 117 таких случаев. Талгат Ешенкулов пообещал подробно проинформировать СМИ и общественность после того, как в этом деле поставит точку суд.

Где «застряли» обещанные 30% к зарплате?
Тревожный сигнал озвучил один из представителей СМИ. В их редакцию поступило письмо о том, что учителя Нуринского района Карагандинской области до сих пор (!) не получили обещанной надбавки. Вопрос резонный. Как же так? Президент распорядился начать эти выплаты уже с января текущего года. На дворе – май! Хотя по отчетам областного управления образования у них все благополучно.
Вице-министр Асхат Аймагамбетов заметил, что ему известно об этом факте. Было несколько регионов, которые до поступления республиканского трансферта в связи с финансовым положением не смогли изыскать из местного бюджета денежные средства.
В настоящее время из республиканского бюджета перечислены необходимые средства и направлены в области. Маслихаты проводят уточнения и направляют деньги в районы и города. Как заверил Асхат Аймагамбетов, в считанные дни все педагоги получат свои надбавки к заработной плате.
Начиная с 1 сентября текущего года 3, 6, 8 классы тоже переходят на обновленное содержание. Все финансовые средства в бюджете для этого предусмотрены, и педагоги зарплату получат своевременно.

Новые предметы в отдельных школах
В некоторых школах Астаны введен предмет «Психология и саморазвитие». Журналист попросила пояснить, чем продиктован этот шаг: особой психологической уязвимостью столичных школьников или другими факторами? Как сказал вице-министр А.Аймагамбетов, государственный стандарт для всей страны един, есть типовой учебный план, типовые учебные программы, но есть и факультативы. Многие школы вводят робототехнику, занятия по психологии, по основам предпринимательства, шахматам. Ряд школ принял такое решение, это их инициатива – городской эксперимент. Результаты по прошествии времени будут МОН проанализированы.

Оценивание: к традиционному возврата нет
Прозвучал вопрос и об эффективности действующей в школах системы оценивания. По этому поводу Асхат Аймагамбетов заявил, что в целом эта система, апробированная в течение нескольких лет в учебных заведениях, принята учителями. Сначала на нее перешли первые классы. В прошлом году и в этом – 2, 5, 7 классы. Многие родители впервые столкнулись с новой системой оценивания, были негативные высказывания, опасения.
По прошествии четвертой четверти, заявил вице-министр, можно сказать, что результаты положительные. Возврата к традиционной системе оценивания не будет, критериальная система оценивания нужна. Как отметил А.Аймагамбетов, налицо прогресс учащихся, заметны достижения соответствущих целей и задач.

Воспитатель и намаз
Были на пресс-конференции и вопросы на религиозные темы. Представителей МОН попросили озвучить позицию по поводу того, что в одном из детских садов воспитатель читает намаз. Некоторые родители недовольны этим.
Напомнив о закрепленной в Конституции республики свободе совести, Асхат Аймагамбетов не увидел в этом никакой крамолы. Одни читают намаз, другие обращаются к Корану или Библии – в этом нет ничего предосудительного, если это не нарушает общие устои. Вице-министр признался, что не совсем понял вопрос.
Очевидно, важно то, где это происходит? Если дома, в мечети, то пожалуйста. Но в самом дошкольном учреждении детям не должны навязываться религиозные убеждения. Во время работы воспитатель не имеет права отвлекаться на чтение намаза. Дети не должны оставаться без внимания педагога.
Главное, чтобы вера человека не мешала и не противоречила образовательным и воспитательным целям. Ведь это сугубо личное, внутреннее чувство, которое для окружающих может быть заметно лишь по благородным поступкам и бережному отношению к окружающим людям.
В целом же журналистская аудитория согласилась с выводом Асхата Канатовича о том, что чтение священных книг не может быть препятствием для работы в организации образования. 

https://bilimdinews.kz/?p=5832 

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
   


Яндекс.Метрика