Новости

20

ноя

20.11.2017

Бесплатно ездить в общественном транспорте смогут школьники...

17

ноя

17.11.2017

Больше иностранных студентов хотят привлечь в Казахстан ...

15

ноя

15.11.2017

С днем финансиста!...

14

ноя

14.11.2017

Казахстанцы стали жертвами криптовалютной аферы...

Как сделать высшее образование в Казахстане более доступным?


Как сделать высшее образование в Казахстане более доступным? Мнение об этом высказала Алямова Земфира, главный аналитик Департамента развития высшего образования АО «Информационно-аналитический центр».

Квоты для села

В Казахстане действующая система присуждения грантов предусматривает квоту для лиц, окончивших сельские организации образования. Она распространяется на 60 % специальностей бакалавриата по приоритетным для развития экономики и села направлениям.

Проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!»

С 2014-2015 годы МОН РК реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!». Проект предусматривает переток молодежи из трудоизбыточных отраслей в трудодефицитные регионы для обучения по востребованным специальностям. В стоимость гранта по проекту включены затраты на обмундирование студентов, проживание в общежитии или аренду жилья, проезд до места обучения и обратно. Квоту на обучение в 2015 году получили 5000 абитуриентов.

ГОНС

В стране создана Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) и имеет место выдача образовательных кредитов банками второго уровня. ГОНС позволяет динамично накапливать денежные средства для оплаты обучения своих детей в казахстанских и зарубежных вузах страны. Например, для обучения в государственном вузе по бакалавриату (4 года обучения) родителям в течение 6 лет необходимо стабильно ежемесячно вносить на счет ГОНС по 12 500 тенге. Следовательно, доход на душу населения в этой семье должен составлять не менее 34 000 тенге (прожиточный минимум 21 364 тенге + платёж по ГОНС 12 500 тенге=33 864 тенге).

Соответствующим и выше доходом в 2014 году располагали только 57 % домохозяйств или 46 % населения Казахстана. Следует особо отметить, что в этой группе домохозяйств воспитывается только 36 % детей в возрасте до 16 лет. Таким образом, образование 64 % детей Казахстана не может быть обеспеченно системой ГОНС.

Для обучения в национальном вузе по бакалавриату сумма ежемесячных платежей ГОНС составит 22 000 тенге в течение 6 лет. Доходом, при котором возможен данный взнос – 43364 тенге располагают 37 % населения или 48 % домохозяйств. Количество детей Казахстана в этой группе населения 27 %. Следовательно, 73 % детей не могут быть обеспечены оплатой за обучение в национальном вузе по системе ГОНС.

В целях обеспечения доступа к платному образованию государство оказывает поддержку в виде предоставления образовательного кредита под гарантию государства. По образовательным кредитам сумма выплат процента по кредиту в бакалавриате в период обучения в государственном вузе составит примерно 7950 тенге. Выплата основного долга после завершения обучения составит 22 251 тенге в месяц в течение 10 лет. Согласно официальным статистическим данным доходом для погашения данного взноса по кредиту располагают только 48 % домохозяйств или 37 % населения.

В целом эти программы обеспечивают поддержку семей относительно оплаты за обучение, но являются доступными только для родителей с постоянным доходом. Поэтому для малообеспеченных семей они неприемлемы.

«Болашак»

В республике существует практика обучения молодежи за рубежом. Эта возможность реализуется через государственную стипендиальную программу «Болашак». Средняя стоимость одной стипендии составляет около 83 тыс. долларов США. По официальным данным АО «Центр международных программ» на начало апреля 2015 года обучение по «Болашак» проходят 1 894 стипендиата. Однако, обучение по программе «Болашак» возможно только при наличии недвижимого имущества, оценочная стоимость которого не менее общей стоимости обучения стипендиата.

Другие программы

Обучение за рубежом также получают по программе Джеймса Вильяма Фулбрайт (Fullbright, США), образовательным программам KOICA (Корейское агентство по международному сотрудничеству), Эрасмус Мундус и другим.

Существует практика обмена студентами в рамках международных договоров.

Кроме того, распространена практика обучения детей казахстанцами в зарубежных вузах за свой счет.

Согласно официальным данным мониторинга МОН РК на начало июля 2014 года в зарубежных вузах проходили обучение более 45 тысяч казахстанских студентов.

Проблема доступности высшего образования в РК

Сегодня в школах Казахстана обучается 10 % детей из числа малообеспеченных семей, более 59 % из них проживает в сельской местности. При этом в стране не ведется официальная статистика по количеству малообеспеченных юношей и девушек, обучающихся в вузах.

Отсутствие такого мониторинга не позволяет в полной мере определить возможности доступа различных групп населения к высшему образованию, ограничивает возможности выстраивания качественной образовательной политики. Фокус политики доступа должен быть направлен на создание «социального лифта», а не «сепаратора» и сконцентрирован на слабоуспевающих учащихся из групп с низким социальным статусом.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатируют отсутствие в Казахстане механизма равного доступа к образованию школьниками из сельской местности и малообеспеченных слоев населения, рекомендуют тщательно проанализировать причины слабой сдачи ЕНТ и разработать механизмы обеспечения равного доступа в вузы для этих детей.

Успешная сдача ЕНТ – пропускного билета в казахстанские вузы – во многом зависит от доступа к дополнительному образованию (репетиторы, дополнительные занятия в школе, посещение учебных центров по подготовке к ЕНТ и т.д.). Для школьников сельской местности доступ к дополнительному образованию ограничен, и как городские школьники тратят на услуги репетиторов в 8 раз больше.

Согласно результатам сдачи ЕНТ-2015, практически при равнозначном количестве городских (51.1 %) и сельских (48.9 %) выпускников количество сельских школьников, не набравших пороговый балл, в 1.5 раза превышает число городских. Количество сельских абитуриентов, получивших высокие баллы «101-125», в 2 раза меньше городских. Не набрали пороговый балл ЕНТ 10 % сельских школьников. Выявить, из каких социальных слоев были эти учащиеся, не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующей статистической информации.

Доступ к высшему образованию по сельской квоте после ЕНТ-2015 получили 13 % выпускников сельских школ. Кроме того, по специальным квотам доступ получили 65 % детей-сирот, 62 % инвалидов I, II групп, 85 % абитуриентов, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и 39 % представителей казахской национальности, не являющихся гражданами РК, от числа принимавших участие в конкурсе на получение грантов.

Между тем, по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012 казахстанские школьники отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1.5 года; по естествознанию на 2 года. Наибольший разрыв в уровне знаний наблюдается по грамотности чтения, где наши ученики отстают от средних показателей иностранных на два с половиной года, эта разница составляет 73 балла PISA.

Пути решения

Для построения системы обеспечения равного доступа к высшему образованию в Казахстане необходимо предпринять ряд важных шагов.

Введение всеобщего декларирования расходов. Такая мера может служить основой для подтверждения статуса «малообеспеченная семья».

Введение в практику заполнения анкет о социальном статусе выпускников школ при подаче документов на участие в ЕНТ. Это позволит отслеживать социальную мобильность детей из сельской местности и малообеспеченных семей. Кроме того, она будет служить базой для оценки эффективности управленческих решений в области расширения доступа к высшему образованию.

Разработка и внедрение статистической системы данных по мониторингу детей из малообеспеченных семей, способствующая принятию обоснованных управленческих решений по политике доступа к высшему образованию.

Внедрение в практику вузов предоставление ректорских грантов малообеспеченным студентам.

Разработка государственных мер поддержки студентов из малообеспеченных семей – социальных стипендий, компенсаций оплаты за жилье, бесплатного проезда.

ncepa.kz



Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
   

  


Яндекс.Метрика