Новости

24

ноя

24.11.2017

В Актобе открыли кафе, в котором бесплатно кормят студентов...

21

ноя

21.11.2017

Проведена встреча с представителями Казахстанско-Британског...

20

ноя

20.11.2017

Бесплатно ездить в общественном транспорте смогут школьники...

17

ноя

17.11.2017

Больше иностранных студентов хотят привлечь в Казахстан ...

Как сделать высшее образование более доступным? - газета "Білімді ел"


Сегодня в школах Казахстана обучается 10% детей из числа малообеспеченных семей, более 59% из них проживает в сельской местности. При этом в стране не ведется официальная статистика по количеству малообеспеченных юношей и девушек, обучающихся в вузах. Отсутствие такого мониторинга не позволяет в полной мере определить возможности доступа различных групп населения к высшему образованию, ограничивает возможности выстраивания качественной образовательной политики. Фокус политики доступа должен быть направлен на создание «социального лифта», а не «сепаратора» и сконцентрирован на слабоуспевающих учащихся из групп с низким социальным статусом.


Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатируют отсутствие в Казахстане механизма равного доступа к образованию школьников из сельской местности и малообеспеченных слоев населения и рекомендуют тщательно проанализировать причины слабой сдачи ЕНТ и разработать механизмы обеспечения равного доступа в вузы для этих детей. Успешная сдача ЕНТ – пропускного билета в казахстанские вузы – во многом зависит от доступа к дополнительному образованию (репетиторы, дополнительные занятия в школе, посещение учебных центров по подготовке к ЕНТ и т. д.).


Для школьников из сельской местности доступ к дополнительному образованию ограничен. К слову, городские школьники тратят на услуги репетиторов в 8 раз больше. Согласно результатам сдачи ЕНТ-2015, практически при равнозначном количестве городских (51,1%) и сельских (48,9%) выпускников количество сельских школьников, не набравших пороговый балл, в 1,5 раза превышает число городских. Количество сельских абитуриентов, получивших высокие баллы 101-125, в 2 раза меньше городских. Не набрали пороговый балл на ЕНТ 10% сельских школьников. Выявить, из каких социальных слоев были эти учащиеся, не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующей статистической информации.


Доступ к высшему образованию по сельской квоте после ЕНТ-2015 получили 13% выпускников сельских школ. Кроме того, по специальным квотам доступ получили 65% детей-сирот, 62% инвалидов I, II групп, 85% абитуриентов, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и 39% представителей казахской национальности, не являющихся гражданами РК, от числа принимавших участие в конкурсе на получение грантов.


Между тем, по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012 казахстанские школьники отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1,5 года, по естествознанию на 2 года. Наибольший разрыв в уровне знаний наблюдается по грамотности чтения, где наши ученики отстают от средних показателей иностранных учащихся на два с половиной года, эта разница составляет 73 балла PISA.

Казахстанские программы доступа к высшему образованию


В Казахстане действующая система присуждения грантов предусматривает квоту для лиц, окончивших сельские организации образования. Она распространяется на 60% специальностей бакалавриата по приоритетным для развития экономики и села направлениям.


С 2014-2015 года МОН РК реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!». Проект предусматривает переток молодежи из трудоизбыточных отраслей в трудодефицитные регионы для обучения по востребованным специальностям. В стоимость гранта по проекту включены затраты на обмундирование студентов, проживание в общежитии или аренду жилья, проезд до места обучения и обратно. Квоту на обучение в 2015 году получили 5000 абитуриентов.


В стране создана Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) и имеет место выдача образовательных кредитов банками второго уровня. ГОНС позволяет динамично накапливать денежные средства для оплаты обучения своих детей в казахстанских и зарубежных вузах страны.


Например, для обучения в государственном вузе по бакалавриату (4 года обучения) родителям в течение 6 лет необходимо стабильно ежемесячно вносить на счет ГОНС по 12 500 тенге. Следовательно, доход на душу населения в этой семье должен составлять не менее 34 000 тенге (прожиточный минимум 21 364 тенге + платеж по ГОНС 12 500 тенге = 33 864 тенге). Соответствующим и выше доходом в 2014 году располагали только 57% домохозяйств или 46% населения Казахстана. Следует особо отметить, что в этой группе домохозяйств воспитывается только 36% детей в возрасте до 16 лет. Таким образом, образование 64% детей Казахстана не может быть обеспеченно системой ГОНС.


Для обучения в национальном вузе по бакалавриату сумма ежемесячных платежей ГОНС составит 22 000 тенге в течение 6 лет. Доходом, при котором возможен данный взнос – 43 364 тенге, располагают 37% населения или 48% домохозяйств. Количество детей Казахстана в этой группе населения 27%. Следовательно, 73% детей не могут быть обеспечены оплатой за обучение в национальном вузе по системе ГОНС.


В целях обеспечения доступа к платному образованию государство оказывает поддержку в виде предоставления образовательного кредита под гарантию государства. По образовательным кредитам сумма выплат процента по кредиту в бакалавриате в период обучения в государственном вузе составит примерно 7950 тенге. Выплата основного долга после завершения обучения составит 22 251 тенге в месяц в течение 10 лет. Согласно официальным статистическим данным, доходом для погашения данного взноса по кредиту располагают только 48% домохозяйств или 37% населения.


В целом эти программы обеспечивают поддержку семей относительно оплаты за обучение, но являются доступными только для родителей с постоянным доходом. Поэтому для малообеспеченных семей они неприемлемы.


В республике существует практика обучения молодежи за рубежом. Эта возможность реализуется через государственную стипендиальную программу «Болашақ». Средняя стоимость одной стипендии составляет около 83 тыс. долларов США. По официальным данным АО «Центр международных программ», на начало апреля 2015 года обучение по программе «Болашақ» проходят 1894 стипендиата. Однако, данное обучение возможно только при наличии недвижимого имущества, оценочная стоимость которого не менее общей стоимости обучения стипендиата.


Обучение за рубежом также получают по программе Джеймса Вильяма Фулбрайт (Fullbright, США), образовательным программам KOICA (Корейское агентство по международному сотрудничеству), Эрасмус Мундус и другим. Существует практика обмена студентами в рамках международных договоров. Кроме того, распространена практика обучения казахстанцами детей в зарубежных вузах за свой счет. Согласно официальным данным мониторинга МОН РК, на начало июля 2014 года в зарубежных вузах проходили обучение более 45 тысяч казахстанских студентов.

Международная практика


Высшее образование по-прежнему остается для многих людей недосягаемым, несмотря на то, что доступность его растет. Так, в Чили численность среди богатейших 20% от всех жителей страны в четыре раза выше, чем среди 20% наиболее бедных. Аналогичное соотношение в Аргентине равно пяти, а в Мексике – вообще 18. Во франкоязычных странах Центральной и Западной Африки 80% студентов приходится на молодых людей, чьи семьи относятся к 20% самых богатых местных жителей; бедняки составляют 40% населения, однако лишь 2% студентов – выходцы из бедных семей.


Массовость высшего образования идет, в первую очередь, за счет представителей привилегированных слоев населения. Поэтому основная задача вузов на ближайшие десятилетия – обеспечение представителей всех социальных пластов высшим образованием.
В рейтинге высшего образования «Доступ и доступность в сравнении» исследования Института образовательной политики (США и Канада) принимали участие 15 стран. В первую пятерку по доступу к образованию вошли Швеция, Финляндия, Нидерланды, Бельгия (Фламандский регион) и Ирландия. Лидирующая позиция Швеции обеспечена комбинацией низких расходов на образование, щедрых грантов и высокой долей образовательных кредитов. Лучшую систему доступа к высшему образованию имеют Финляндия, Норвегия и Германия. По доступности образования лидируют Финляндия, Нидерланды и Норвегия.


В Великобритании каждый ребенок, независимо от своего происхождения, материального положения или социального класса, имеет равные возможности для обучения в ведущих университетах страны, включая Оксфорд и Кембридж. Студенты из семей, уровень дохода которых составляет не более 25 тыс. фунтов в год, получают государственный грант для покрытия полной стоимости проживания во время учебы. Для детей из малообеспеченных семей выделяется определенное количество бюджетных учебных мест через добавление, в случае необходимости, дополнительных баллов в период зачисления, предоставляется бесплатное питание, гарантированное медицинское обследование и лечение.


В 2010-2011 годах в Великобритании было зафиксировано 45% малообеспеченных студентов, 2011-2012 году – 47%. 
Правительство намерено вдвое увеличить количество молодежи из малообеспеченных семей в университетах к 2020 году, почти три четверти университетов Великобритании поставили своей целью обеспечить образованием студентов из небогатых семей. Затраты на необходимые мероприятия и сокращение расходов обучения для студентов этой категории обойдутся университетам в £750 млн ежегодно. Одну треть будут составлять студенты с ограниченными возможностями, две пятых – молодежь из определенных этнических групп.


В Германии студенты из малообеспеченных семей ежемесячно получают выплату в размере 300 евро в виде денежных дотаций и кредита в равных долях. Кроме того, студенты до 30 лет имеют право на получение льготных тарифов – в 5-6 раз меньше – при оформлении государственной медицинской страховки.


В Нидерландах студенты получают стипендии изначально в форме займа, который превращается в невозвращаемую стипендию, если они выполнили требования программы. Стипендия студентов напрямую зависит от дохода их родителей. Студенты из малообеспеченных семей получают в среднем на 100-150 евро больше студентов из семей с хорошим достатком. Все студенты Голландии, за исключением иностранных, имеют право на бесплатный проезд и студенческий кредит. Ставка по кредиту не превышает 1-3%, и обычно студенты живут на эти деньги во время учебы.


Около 13% студентов вузов Швейцарии получают ежегодно финансовую поддержку. При этом предоставляемая студенту сумма покрывает в среднем 54% его расходов на обучение и проживание.


В Словакии различают два вида студенческих стипендий – социальную и академическую. Социальные стипендии рассчитаны на покрытие образовательных расходов нуждающихся студентов.


В США правительство предоставляет образовательные гранты для молодых людей из малообеспеченных семей. Для студентов коммерческой формы обучения предоставляются образовательные кредиты. Однако примерно 6% студентов получают гранты, полностью или частично покрывающие плату за образование. Начиная с 2015 года, Стэндфордский университет обеспечивает бесплатным образованием студентов, чьи родители зарабатывают менее $125 тыс. в год и чье имущество оценивается меньше, чем в $300 тыс. Помимо этого, если родители получают менее $65 тыс. в год, студенты будут освобождены от оплаты за общежитие и питание. Однако перечисленные категории студентов все же должны будут оплачивать ежегодно $5 тыс.из летнего заработка или за счет другой дополнительной работы. Необходимо отметить, что в 2010 г. средняя зарплата семей, чьи дети обучались в Стэндфордском университете, составляла $125 тыс. Сегодня значительный контингент университета – студенты из обеспеченных семей. Оплата за обучение, которую они вносят, позволяет вузу субсидировать других студентов за счет фонда университета в размере $21 млрд.

Пути решения


Для построения системы обеспечения равного доступа к высшему образованию в Казахстане необходимо предпринять ряд важных шагов. 
Введение всеобщего декларирования расходов. Такая мера может служить основой для подтверждения статуса «малообеспеченная семья».
Введение в практику заполнения анкет о социальном статусе выпускников школ при подаче документов на участие в ЕНТ. Это позволит отслеживать социальную мобильность детей из сельской местности и малообеспеченных семей. Кроме того, она будет служить базой для оценки эффективности управленческих решений в области расширения доступа к высшему образованию. 
Разработка и внедрение статистической системы данных по мониторингу детей из малообеспеченных семей, способствующая принятию обоснованных управленческих решений по политике доступа к высшему образованию.


Внедрение в практику вузов предоставления ректорских грантов малообеспеченным студентам. 
Разработка государственных мер поддержки студентов из малообеспеченных семей – социальных стипендий, компенсаций оплаты за жилье, бесплатного проезда.

Земфира АЛЯМОВА,
главный аналитик Департамента развития высшего образования
АО «Информационно-аналитический центр»








Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
   

  


Яндекс.Метрика