Новости

21

ноя

21.11.2017

Проведена встреча с представителями Казахстанско-Британског...

20

ноя

20.11.2017

Бесплатно ездить в общественном транспорте смогут школьники...

17

ноя

17.11.2017

Больше иностранных студентов хотят привлечь в Казахстан ...

15

ноя

15.11.2017

С днем финансиста!...

Международный опыт

Анализ подушевого финансирования среднего образования в мире 

В настоящее время почти во всем мире признано, что наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на  образование является схема «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса. Его часто называют «подушевым распределением средств» или «нормативно-бюджетным финансированием». Данный механизм финансирования означает, что объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Другими словами, количество выделяемых средств соответствует потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого учащегося.

Великобритания

В Великобритании нормативно-подушевое финансирование создает школам финансовые стимулы для приема учеников и дает возможность родителям выбора школы. Правительством внедрены национальные стандарты образования, национальная система тестирования в сочетании с публикацией результатов тестов и экзаменов и регулярными проверками школ, с публикацией отчетов проверки, что делает школы с высокими показателями качества наиболее привлекательными для учеников.

В британской системе школа напрямую распоряжается собственным бюджетом. Участниками и контролерами процесса децентрализованного принятия решений являются:

- орган управления школой (совет) - отвечает за управление школой, делегирует ответственность за осуществление текущего руководства директору школы;

- администрация школы (кадровая политика);

- родители (избирают членов совета);

- местные органы управления (определяют общий бюджет в пределах, установленных правительством, отвечают за специальные программы, стандарты, политику набора учащихся, материально-техническое обеспечение, основные услуги и т.п.);

- деловое сообщество (участвует в процессе подготовки кадров, имеет своих представителей в школьном совете).

Школы публикуют данные о результатах своей работы. 

Компонентами формулы подушевого финансирования в Великобритании являются:

- базовое финансирование – 80% школьного бюджета – сумма финансирования в расчете на одного учащегося с учетом возрастной группы обучения (расходы на заработную плату и издержки, зависящие от количества учеников). Объем финансирования зависит от возрастной группы ученика и увеличивается с годами. Наибольший коэффициент 1.94 имеют ученики возрастной группы 16-18 лет;

- дополнительные потребности в обучении – 5% школьного бюджета (питание учащихся, успеваемость). Финансирование дополнительных потребностей происходит исходя из доли детей с такими запросами в школе. Потребности детей с ограниченными возможностями финансируются по отдельным ставкам;

- особенности школ – 14% школьного бюджета (финансирование дополнительных потребностей школ с небольшим количеством учеников). Норматив заработной платы учителей данных школ обычно устанавливается выше среднего.

Дополнительное финансирование малых школ осуществляется двумя способами: 1) предоставление дополнительных ресурсов в виде разницы между фактическим и нормативным количеством учеников; 2) школам предоставляется определенная денежная сумма.

В объем дополнительного финансирования включены также расходы на содержание здания школы (около 7% от общей суммы финансирования малых школ).

Ставки заработной платы работников школ установлены на государственном уровне, но администрация школы имеет право определять размеры дополнительных выплат. Финансирование заработной платы государством идет по средним ставкам, но школы должны выплачивать фактическую заработную плату, которая зачастую выше среднего уровня. Разницу между средним и фактическим уровнем зарплаты государство компенсируют только для школ с малым количеством учащихся (до 330 человек) или числом преподавателей (до 12 человек), все остальные школы должны изыскивать средства самостоятельно.

Система оплаты труда педагогов и их стимулирования не привязаны к количеству контингента и качеству образовательного процесса каждого конкретного педагога. Предложение дифференцировать оплату труда учителей по его качеству было встречено в Англии негативно, т.к. такой подход отрицательно влиял на психологический климат в школьных коллективах.

После внедрения подушевого финансирования в Англии обострилась проблема мелких сельских школ, которые при любых формулах расчета оказывались в группе «проигравших». В связи с этим, местным органам власти в области образования разрешено исключить начальные школы, число учащихся в которых не превышает 200 человек, из данной схемы, и оставить их финансирование через местные органы власти.

В результате внедрения подушевого финансирования в школах Англии произошло:

· сокращение операционных расходов с целью увеличения финансирования обучения;

· увеличение найма персонала на контрактной основе;

· сокращение управленческих расходов;

· больший наем вспомогательного персонала, чтобы преподаватели смогли сконцентрироваться на основной деятельности.

Негативные последствия:

· исключение «неудобных» учащихся из школ для предотвращения подрыва авторитета школы;

· несправедливое распределение ресурсов между начальной и средней школой.

Соединенные Штаты Америки

Величина базового финансирования исчисляется из расчета на одного учащегося с корректировкой в зависимости от уровня образования (начальное, основное среднее, общее среднее). В США проводится политика интенсивного обучения в начальной школе, что впоследствии сократит расходы на дальнейших стадиях обучения.

Каждый штат сам выбирает способ учета учащихся.

Формула финансирования учитывает дополнительные потребности в обучении, углубленное изучение отдельных предметов, особенности местоположения и школьных зданий.

В отличие от системы финансирования в Англии, в США школы не участвуют в распределении средств, так как у большинства школ округа нет собственного банковского счета. Директор школы курирует лишь вопросы жизнедеятельности учреждения, то есть вопросы содержания здания и материальной базы.

Финансирование полностью обеспечивается окружными инстанциями. Распределение финансирования  осуществляют попечительские советы.

Австралия

В штатах Австралии местные органы, отвечающие за образование, реструктуризированы в стратегические центры регулирования.

Система финансирования образования в Австралии напоминает казахстанскую модель: из бюджета страны (госбюджета) в виде общих и целевых грантов (в Казахстане – трансфертов) распределяются средства между штатами. Из бюджета штата средства поступают в школы. Штаты могут дополнительно финансировать школы. Австралийское правительство тратит более 30 млрд. долларов на начальные и средние школы каждый год.

В распоряжение школ поступает 87% общего бюджета. Только 5% идет на содержание аппарата органов образования, 8% - нестандартные расходы (оплата транспортировки учащихся, дотация бедным семьям на школьную форму и канцтовары, оплата логопедов, психологов).

Штат Виктория

Переход к модели подушевого финансирования осуществлялся на протяжении 20 лет.

В штате Виктория 90% бюджета на образование спускается в распоряжение школ. Школьные советы утверждают собственные бюджеты в соответствии с уставом школы, несут ответственность за их расходование.

Подушевое финансирование подразделяется на 3 компонента:

- базовое финансирование (в расчете на ученика). Имеются дополнительные дифференцированные ставки для разных ступеней обучения: для первых двух лет обучения ставка выше, чем для 3-4 классов. С 5 по 12 класс вводится прогрессирующая шкала финансирования (увеличивается количество предметов, сложность, углубленное изучение, подготовка к поступлению в ВУЗы);

- финансирование углубленных программ. 2,3% бюджета школы направляется на целевые программы (углубленное изучение предметов, программа для детей аборигенов, повышение квалификации учителей);

- дополнительное финансирование потребностей учащихся с ограниченными возможностями в развитии и учеников из социально неблагополучных семей;

- корректировка финансирования в зависимости от размера школ (численности учащихся). Начальным школам с количеством учащихся менее 200 и средним с числом учащихся менее 500 предоставляется дополнительное финансирование;

- дополнительное финансирование сельских школ на покрытие расходов на обеспечение школы учителями, другим персоналом, транспортные издержки. Затраты оцениваются с помощью индекса сельских школ.

Расходы на эксплуатацию здания школы составляют примерно 5% общих расходов школ (уборка помещений, коммунальные платежи, обслуживание зданий, мелкий ремонт).

Штат Тасмания

Штат Тасмания первый перешел на подушевой подход к распределению ресурсов. К 1998 году основная доля средств (за исключением оплаты труда персонала) стала направляться в распоряжение школ по четырем элементам: общее финансирование, финансирование содержания зданий (операционные расходы), коммунальные расходы и дополнительная помощь учащимся.

Около 67% суммы общего школьного бюджета приходится на базовое подушевое финансирование, 25% - на удовлетворение различных потребностей в обучении и 8% - на дополнительную помощь  сельским школам. Ставки финансирования увеличиваются в зависимости от ступени обучения: 1.00 для начальной школы (1-6 классы), 1.25 для 7-10 классов и 1.45 для 11-12 классов.

Операционные расходы распределяются следующим образом: 40% на здание (в зависимости от категории), 45% из расчета на одного учащегося, 7% - дополнительные нужды в обучении, 8% - помощь сельским школам.

Сумма дополнительных ресурсов, предоставляемых сельским школам, определяется расстоянием до ближайшего города и размером населенного пункта, где расположена школа.

Канада

Финансирование школ Канады приходит напрямую из бюджета провинции (штата) минуя школьные округа. Школы самостоятельны в управлении собственным бюджетом.

Величина базового финансирования исчисляется из расчета на одного учащегося с корректировкой в зависимости от ступени обучения: размер подушевого норматива больше в начальной школе.

Модель финансирования также учитывает дополнительные потребности в обучении:

- углубленное изучение отдельных предметов;

- компенсация проезда и пособие детям из малообеспеченных семей;

- особенности местоположения (удаленность школ от крупных административных центров).

Внедрение модели подушевого финансирования является новацией для канадской системы образования. Несмотря на свою новизну, применяемые формулы являются действенными и отвечают большинству необходимых критериев.

Российская Федерация

Нормативно-подушевое финансирование в школах России реализуется параллельно с новой системой оплаты труда работников школ и приданием школам финансово-хозяйственной самостоятельности. В качестве обширного пилотного проекта принцип подушевого финансирования школ внедрялся в ряде регионов в 2007-2009 годах. В пилотном проекте участвовал 31 регион России. За три года в реализацию проекта были вовлечены:

- порядка 5 млн. школьников (около 40%),

- около 20,5 тыс. школ (40%),

- 800 тыс. работников образования, в том числе 450 тыс. учителей (35%).

В настоящее время все школы России переведены на  нормативно-подушевое финансирование.

В России школы – это бюджетные или автономные (с наблюдательным или управляющим советом) образовательные учреждения (по выбору учредителя и руководства школы), которые имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности.

Образовательный процесс российских школ финансируется из центрального бюджета, образовательная среда – из местных бюджетов.

Размер подушевого норматива различается по уровням обучения (чем выше ступень обучения, тем больше размер подушевого норматива).

Формула подушевого финансирования в России учитывает не только количество учеников, но и региональные особенности (в виде дополнительных коэффициентов), дополнительные коэффициенты для МКШ и дополнительное финансирование за углубленное изучение отдельных предметов, обучение на дому.

Выделение средств школе осуществляется «единой суммой» без разбивки по статьям. Руководитель школы сам определяет направления использования полученных средств и формирует смету по статьям бюджетной классификации в соответствии с задачами школы. Руководители школ имеют право сэкономить средства, которые остаются у них в распоряжении без изъятия в бюджет.

В структуре зарплаты кроме оклада имеются стимулирующие выплаты за качество работы (не менее 30% ФОТ). Их распределяет управляющий совет школы.

г. Москва

   В целях стандартизации и централизации учетной деятельности, повышения качества мониторинга учетной деятельности, оптимизации расходов, а также повышения качества ведения учетной деятельности бюджетных учреждений в части ведения бухгалтерского учета и начисления заработной платы с 2012 года в г. Москве реализуется проект перевода бухгалтерского учета и обслуживания бюджетных организаций на централизованное программное решение.

Создана универсальная автоматизированная система бюджетного учета (далее – УАИС БУ), или «облачная бухгалтерия», целью которой является сокращение расходов на поддержку и лицензирование программ, а также повышение эффективности взаимодействия учреждений с правительством города.

Программное обеспечение УАИС БУ располагается в дата-центре Департамента информационных технологий (орган исполнительной власти  г. Москвы) и не требует установки на серверы организаций, при этом внедрение и техническая эксплуатация осуществляются без привлечения ресурсов организации образования.

Система УАИС БУ использует распространенные платформы ведения бухгалтерского учета.

Пользователи УАИС БУ г. Москвы: дошкольные и образовательные учреждения, спортивные школы, клубы и секции, Дворцы культуры, учреждения департамента социальной защиты населения, префектуры административного округа г. Москвы (территориальный орган исполнительной власти г. Москвы, подведомственный Правительству Москвы) и управы (территориальный орган исполнительной власти г. Москвы, подведомственный префектуре административного округа).

Армения

Армения является еще одной страной с переходной экономикой, которая использует систему децентрализованного подушевого финансирования: свыше 300 пилотным школам предоставлен новый юридический статус автономных учреждений, и они получают финансирование в форме единовременных выплат из расчета на одного учащегося. Схема крайне проста – объем финансирования зависит лишь от количества учащихся и месторасположения школы. Несмотря на некоторые первоначальные проблемы, школы активно используют новый гибкий подход и свой автономный статус.

Грузия

В целях сокращения коррупционной составляющей и улучшения качества образования в 2005 году в Грузии начата реформа системы образования.

Ключевыми элементами реформы являются:

школьная автономия. Школы в Грузии стали государственными автономными юридическими лицами, управление которыми осуществляют попечительские советы. На смену местных департаментов образования пришли местные Образовательные Ресурсные центры (ERCs), ответственные за сбор данных, организацию обучения и семинаров для работников школ и наблюдение за деятельностью школьных советов;

бюджетная автономия. Финансирование автономных школ осуществляется непосредственно из центрального бюджета страны в обход местных органов власти. Возможность перераспределения денежных средств между отдельными школами у муниципалитетов отсутствует;

аккредитация школ каждые 5 лет и лицензирование учителей (получение сертификата на осуществление педагогической деятельности).

С 2010 года в Грузии учителям, сдавшим экзамен на знание предмета преподавания и на владение педагогическими навыками (сдача экзамена является добровольной), выдается сертификат профессионального педагога сроком на 8 лет. Сдавшие экзамен получают право на повышение зарплаты и другие преимущества (надбавка к зарплате 75 лари, или около $40, при распределении нагрузки сначала часы делят между сертифицированными учителями).

Учителя также могут добровольно подать заявку на сдачу экзамена на знание английского языка и компьютера, и при успешном его прохождении получать надбавку к заработной плате в размере 200 лари, или $90. У учителей иностранных языков имеются помощники – носители языка.

Заработная плата педагогов, которые сдали оба экзамена, и попали в число 25% самых успешных, возрастает до 1000 лари в месяц, или $450.

За время реформы результаты экзаменов для учителей явились неутешительными: 1) в 2013 году специальные экзамены по физике не смогли сдать 96% учителей, математике - 85 %, химии - 82% , истории - 57%, географии - 49% педагогов; 2) в 2014 году из почти 15 500 учителей, сдававших экзамен, успешно сдали только 17,5% педагогов.

В настоящее время разрабатывается новая аттестационная система, основанная на более гибких критериях, включая оценку работы учителя на протяжении года, наблюдение за успехами класса, оценку, которую дает педагогу школа, и тесты на знание преподаваемой дисциплины, что, по мнению властей Грузии, «подключит» педагогов к «схеме карьерного развития» (переход из одной категории в другую, развитие и финансовая мотивация).

- государственные экзамены для кандидатов в директора школы. Сертификационному экзамену также подвержены директора школ. Цель экзаменов – путем тестирования и собеседования отобрать на должности руководителей учебных заведений высококвалифицированных специалистов. Экзамен считается сданным, если кандидат набирает 60% максимального количества баллов. После этого он пройдет собеседование. Те, кто успешно пройдут оба этапа, получат соответствующие сертификаты, что позволит им принять участие в конкурсе на должность директора школы.

- подушевое финансирование (ваучеры).

Подушевое финансирование (ваучеры):

Формулу ваучерного финансирования в Грузии начали внедрять с января 2006 года (2005/06 учебный год). Министерство образования Грузии внедрило систему ваучерного финансирования без проведения апробации в целях: 1) борьбы с коррупцией (в случае внедрения пилотной программы, местные власти воспользовались бы этим фактом и продолжили «обворовывать» государственную казну); 2) при тотальном внедрении новой системы финансирования легче выявить ошибки и недочеты формулы.

Ваучер из центрального бюджета покрывает все расходы школ (100%). Школы могут получать дополнительное финансирование из центра, включая капитальные затраты, которые не включены в ваучер.

Размер ваучера зависит от 1) размера школы (числа учащихся - чем больше учащихся, тем меньше ваучер) и 2) уровня образования (размер ваучера в 9-12 кл. выше, чем в 1-8 кл.). Размер (стоимость) ваучера для частных школ установлен одной суммой и значительно ниже размера (стоимости) ваучера, установленного для государственных школ, а также не зависит от численности учащихся и уровня образования.

Школам предоставляется единовременная сумма для эффективной работы (от $ 5,6 тыс. до $ 26,7 тыс. в год в зависимости от числа учащихся в школе (чем больше учащихся, тем меньше сумма)). Частным школам единовременная базовая сумма не выделяется.

Спецшколы с особыми потребностями учеников дополнительно получают от $2,4 тыс. до $ 9,6 тыс. в год.  Дети в инклюзивных классах кроме ваучера дополнительно не финансируются.

В формуле есть коэффициенты дополнительного финансирования школ для этнических меньшинств, школ-интернатов в зависимости от уровня образования

Школы, нуждающиеся в дополнительных средствах, больше, чем предусмотрено по ваучеру (с малым количеством учеников, сельские или высокогорные), могут финансироваться дополнительно  по решению специальной комиссии Министерства образования

В ходе внедрения ваучерной системы финансирования Министерством образования проведена оптимизация сети школ. В процессе оптимизации количество школ сократилось с 3167 в 2004/05 гг. до 2084 школ в 20012/013 гг. (целевой показатель – 1800 школ). В частности было закрыто много малокомплектных школ.

Оптимизация школ упростила введение ваучерной системы за счет уменьшения количества школ с недостаточным уровнем финансирования.

Проблему подвоза учащихся к школам, расположенным  в отдаленных районах, Министерство образования Грузии решило в январе 2013 года, обеспечив бесплатно все школы автобусами. Все затраты на обслуживание, связанные с подвозом учащихся, несет министерство. Транспортировка остается проблемой в специализированных школах и школах инклюзивного образования, т.к. нет транспорта для учителей, обеспечивающих обучение на дому, и нет транспорта для учащихся с особыми потребностями - с ограниченными физическими возможностями.

Кроме оптимизации сети школ и реформы подушевого финансирования среди других инициатив грузинского Правительства – принятие мер по улучшению сбора данных и их проверки. В результате сбора информации от школ о зачисленных учащихся и перепроверки этих данных Агентством гражданского реестра, в МОН выявили данные о 40 000 учениках (7,8% от общей численности учащихся школ), которые дублировались или были ошибочными. Данный факт высвободил деньги, ранее назначенные школам в связи с ошибочными данными о численности учащихся.

Справочно: по сообщению экс-министра образования Грузии Димитрия Шашкини, 18 мая 2015 года экс-Премьер-Министр Грузии Ника Гилаури встретился с Премьер-Министром Казахстана и Вице-Премьером Казахстана. На встрече достигнута договоренность о заключении контракта по сотрудничеству в сфере образования между Казахстаном (от имени одного из институтов МОН РК) и компанией «Реформатикс» (сумма контракта - 30 000 тыс. долларов США в месяц, срок 12-18 месяцев).

 Молдова

Апробирование подушевого финансирования в Молдове было начато в 2009 году в 2-х районах (Рискани, Каушан) и продолжалось в течение 3-х лет.

С 2012 года в апробацию нового метода финансирования добавили новые регионы: Криулени, Кантемир, Калараши, Ниспорени, Тараклия, Стефан Вода, Глодени, Леова, Сингерей, Мун.Балти и Мун Чисинау.

Расчет по подушевому финансированию производится по 2-м формулам (формулы очень удобные, но они не учитывают специфику обучения и месторасположения школы). По первой формуле (формула района) расчет ведется на уровне Министерства, которое выделяет средства местным исполнительным органам (далее – МИО), а по второй (формула школы) – расчет ведется на уровне МИО, которые направляют деньги в школы.

В процессе апробации выяснилось, что МКШ получают больше средств, в отличие от обычных школ. В 2012 года, формулу для МКШ скорректировали. Если в начальных школах в среднем меньше 41 учеников, а в старших – меньше 91, используется меньший индекс для расчета финансирования по формуле.

В школу направляется только 95% финансовых средств, 5% остается на счету МИО (в случае нехватки средств, остаток в размере 5% передается в школу). В случае не использования оставшихся 5%, в данном размере уменьшается объем финансирования в следующем финансовом году.

В ходе апробации в 2010 году в Молдове столкнулись со следующими проблемами:

- нехватка финансирования;

- наличие МКШ.

Для решения данных проблем было решено направлять средства в размере 103%, из которых 100% - в школу и 3% - МИО.

Положительные результаты апробации по мнению директоров 96% пилотных школ:

- прозрачность расходования средств бюджета;

- директора школ и бухгалтера имеют представление, на что расходуются средства;

- развитие автономии школ;

- повышение качества знаний;

- справедливое комплектование (уменьшение числа классов, соответственно увеличение числа учащихся в классах).

В ходе полномасштабного внедрения подушевого финансирования некоторые МКШ были закрыты.

Ряд проблем, с которыми столкнулись в Молдове в процессе апробации:

- транспортировка учеников при закрытии некоторых МКШ;

- средств, рассчитанных по формуле, школам категорически не хватает. Выделенные средства не учитывают нужды на ремонт школы, на заработную плату административному персоналу. Некоторые школы вынуждены отключать свет и воду во второй половине дня, сокращать административный персонал, уменьшать заработную плату учителям, даже тем, кто имеет высшие степени и представленные к награде.

В Молдове для улучшения качества подушевого финансирования выдвинуты предложения:

- 100% прозрачность: 1) на сайтах Министерства образования, МИО и школах размещать полную информацию о выделенных средствах из бюджета и о последующих затратах; 2) создать родительский комитет, который следил бы за перемещениями денежных средств и качеством образования;

- выделить средства для повышения квалификации директоров и бухгалтеров (финансовая грамотность и планирование бюджета);

-  в рамках предоставления автономности школам создать родительский комитет с целью контроля качества образования и проведения тестов на проверку знаний.

 

 

Яндекс.Метрика